Пинхол. Фотография без объектива.

Меня трудно назвать заядлым пинхолистом. Пинхолом я снимаю редко и по настроению. Для тех, кто не понимает о чем речь, поясню — пинхол это английское название фотоаппарата, где роль объектива выполняет просто крошечное отверстие. Также в ходу название французское таких камер — стеноп. Круче всего, конечно, звучит немецкое название — лох-камера. Но у нас почему-то это название не прижилось.

Однако есть несколько вещей, которые меня привлекают в пинхол-фотографии и побуждают меня время от времени обращаться к ней.

Во-первых, это сама идея,состоящая в том, что для того, чтобы сделать интересную фотографию вовсе не нужно быть обладателем дорогостоящей фотоаппаратуры.

Конечно, встречаются и дорогие пинхол-камеры, выполненные известными мастерами как произведение искусства, с резьбой и инкрустацией, но большинство пинхолистов делают камеры самостоятельно из подручных материалов. В ход идут картонные коробки, жестяные банки — да все что под руку попадется. Своеобразный фотографический дауншифтинг. А философия дауншифтинга мне в целом близка. Вспоминается песня группы Soulfly «Back to the primitive». Возвращение к простоте. И нет ничего проще в фотографии, чем пинхол.

Во-вторых, использование нестандартных самодельных камер дает нестандартные результаты, поэтому та самая простота, о которой я говорю, совершенно не означает однообразие. Пинхолисты получают снимки, которые невозможно получить обычным фотоаппаратом. Круговые панорамы на одном куске пленки с помощью анаморфной пинхол-камеры (чаще все это жестяная банка), многослойные наложения с помощью «многодырчатого» пинхола, странные искажения, которые зависят от размещения пленки в камере — ограничений нет. Пинхол — это бесконечное поле для творческих экспериментов, зачастую с совершенно непредсказуемым результатом. Кроме того — характерной чертой пинхол-фотографии является абсолютно полная глубина резкости. Самые ближайшие объекты будут выглядеть такими же резкими (или такими же нерезкими) как самые отдаленные.

И в третьих — это длинные выдержки. Я люблю длинные выдержки. Один из моих автопортретов на бумаге (на старой деревянной камере с объективом) я экспонировал 30 минут. Длинные выдержки позволяют на куске бумаги или пленки запечатлеть не просто крохотное мгновение в сотые доли секунды, а целый отрезок времени. За счет того, что свет в пинхол-фотографии проходит сквозь очень маленькое, в буквальном смысле размером с острие булавки, отверстие — выдержки составляют от нескольких секунд, до нескольких часов, и даже нескольких месяцев в соларографии (разновидность пинхол-фотографии). Время, которое оставило свой след на листе бумаги — это нечто большее, чем просто интересная картинка. Хотя это «нечто» мне трудно объяснить словами, это надо прочувствовать.

Свою первую пинхол-камеру я сделал из картонной коробки, в расчете на широкую 8-сантиметровую аэрофотопленку. Просто чтобы попробовать, ведь это просто и не занимает много времени. Получилось. но пользоваться было очень неудобно. И я сразу продолжил свое камеро-строительство. Среди фотохлама (которого у меня всегда в избытке) я нашел корпус от среднеформатной камеры «Москва» без объектива и с разодранными мехами. Оговорюсь, что я не вандал, и не луддит, рабочую камеру я бы не стал ломать, у меня был просто корпус. Посадил на клей крышку, пробуравил отверстие в ней, сделал картонный затвор и камера готова. Получилась камера с размером кадра 6х9 и ультра-широким углом обзора. Снимок вверху сделан именно с помощью этой камеры. Ниже можете посмотреть на саму камеру, и еще на пару снимков с нее.

Так как одно из основных направлений моей деятельности — съемка на фотобумагу с обращением, этот же процесс я хотел использовать и в пинхол фотографии. Карточки размером 6х9 — это тоже интересно, но хотелось и большего размера. Из корпуса от фото-фонаря я сделал камеру 9х12 см. По удивительному совпадению, туда, где в фонарь должен ставиться красный фильтр, четко вставляется кассета от Фотокора. Но хотелось размера побольше. И тогда я решил сделать камеру под стандартную кассету 13х18. В ход пошли обрезки от фанеры разной толщина, саморезы и обычный лобзик, который у меня остался из пионерского детства. Делал все, что называется «на коленке». Ни нормального верстачка, ни подходящего инструмента у меня не было, поэтому получившаяся камера не является образцом изящества или шедевром столярного искусства. Однако вполне функциональна. Из тонкой фанеры сделал затвор, и даже вклеил резьбу от оправы светофильтра, благодаря чему при съемке на пленку есть возможность использовать цветные фильтры. Внутри обклеил черной бумагой. Для изготовления съемочного отверстия использовал обычную фольгу от шоколадки, которую аккуратненько проколол швейной иголкой. Можно, конечно, использовать уже готовые плашки с отверстием, прожженные лазером, но я решил сделать все в простоте. Уникальное отверстие — уникальная картинка. В одну из боковых стенок вклеил резьбу для установки камеры на штатив. Крепления для кассеты делать не пришлось — кассета входит плотно и держится надежно. Вот снимки камеры со всех сторон с кассетой и без нее, а также несколько фотографий снятых с ее помощью.

В планах на будущее сделать большой чемодан для съемки на бумагу 30х40 см, ну или хотя бы 24х30. Не знаю, когда дойдут руки до этого, но как только эти планы реализуются — я обязательно об этом напишу. Буду рад вашим комментариям и рассказам о ваших пинхол-экспериментах, если таковые у вас были. А если не было — обязательно попробуйте этот увлекательный процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.