Среди фотографов нередко можно встретить убеждение, что чем больше фотография, тем она круче. Возникает даже своего рода соревнование, у кого длинней и толще объектив и больше размер отпечатка. Этакая гигантомания. Погоня за вау-эффектом. Камерой 30х40 уже никого не удивишь, и вот в фотокамеры превращают автофургоны, строят будки у себя во дворе, целые комнаты отводят для того чтобы сделать из нее камеру. Но действительно ли есть линейная зависимость между достоинством фотографии и ее размером? Отнюдь.
Действительно, с точки зрения профессионального мастерства получить большой качественный отпечаток гораздо труднее, чем маленький. И если у тебя получается делать такие отпечатки — то да, ты этим мастерством владеешь. Технический специалист. И еще некоторые сюжеты также способны раскрыться только на определенных размерах. Но некоторые — не значит все. И это вовсе не означает, что небольшие и средние фотоотпечатки какие-то ущербные, по сравнению с работами большего размера. В миниатюрах есть своя прелесть. Их можно держать в руках, составлять из них альбомы, которые приятно перелистывать, разглядывая фотографии порой с лупой в руках. Создается какой-то особый, интимный контакт с фотографией, которого не возникает, когда ты вынужден смотреть на фотографию с расстояния трех метров в большом зале. И даже деление фотографий на «выставочные» и «не выставочные» размеры, по моему мнению ошибочно. Ведь и выставки могут быть по-разному организованы. Огромные залы с отпечатками на всю стену, и компактные, уютные помещения с дружеской, теплой атмосферой. Ни один из вариантов не хуже другого, просто они разные. Ровно как камерный оркестр не хуже большого симфонического. Разный формат, разное настроение. И здесь уже кому что ближе, дело вкуса и душевных потребностей.
К примеру, немало людей во всем мире любит фотографировать на обычный любительский Полароид (есть ведь еще и Полароид большого формата), и проводятся выставки таких снимков, они также являются предметом коллекционирования и могут стоить гораздо дороже, чем иные гигантские фотографии. Достаточно вспомнить знаменитые полароиды Тарковского, кто может сказать что они нехороши лишь потому, что они маленькие и сделаны автоматической камерой. Так что размер, хоть и имеет значение, но дело не в размере.
А тем, кто интересуется ретро-фотографией, практикует исторические процессы, занимается своего рода исторической реконструкцией, нужно знать, что в прошлом, конечно, были и огромные камеры и большущие отпечатки, но это было скорее исключением. Основная масса работ была совсем небольших размеров. И не только у рядовых ремесленников, но и у выдающихся мастеров, качество и выразительность фотографий удивляет и восхищает даже сегодня, несмотря на нашу визуальную пресыщенность.
Вот основные форматы, бывшие в ходу в 19-м, и начале 20-го века:
Миньон: 4х7 см
Визитный портрет: 6х9 см
Кабинетный портрет: 10х14 см
Будуарный портрет: 12х19 см
Империаль: 16х21 см
Панель: 16х30 см
Размеры приведены примерные, потому что у производителей фототехники единого стандарта не существовало и разница в форматах могла доходить до сантиметра. Современные же стандарты пленки на самом деле очень близко соответствуют вышеназванным, на рулонной 120-пленке 6х4,5 и 6х9см, листовые — 9х12 см или 4х5″, 13х18 см или 5х7″, 18х24 см или 8х10 см.
Так что это чрезвычайно интересное изучение исторических фотопроцессов на практике доступно не только обладателям больших и дорогих аппаратов, и если вы хотите себя попробовать в этом, вам достаточно иметь камеру типа «Любитель», которая стоит совершенно символических денег . А тем, кто уже в теме, желаю не следовать слепо трендам, а найти свой, максимально подходящий лично для вас формат. И помните то, что я сказал выше: размер имеет значение, но дело не в размере.
На фото камера фотографа из Чикаго Джорджа Р. Лоуренса. 1900 г.