Этот пост можно отнести к разряду советов начинающим фотолюбителям. А может быть не только начинающим. Речь пойдет о правилах в фотографии. Меня жутко раздражает донельзя заезженная фраза «Правила существуют для того, чтобы их нарушать». А раздражает потому, что чаще всего я ее слышал от людей, знания которых о правилах, этой фразой и исчерпывались. Но я никогда не поддерживаю, и тем более не проповедую невежество.
Правила нужна изучать, вникать в них, понимать суть, почему надо так, а не иначе. Они не на пустом месте родились. Есть психология восприятия изображений, связанная с физиологией человека. Простой пример — наше зрение бинокулярно, следовательно горизонтально расположенные вида воспринимаются легче, чем вертикальные. И у наших глаз есть определенный угол обзора, и поэтому пропорции кадра 4х3, нам комфортней, чем, скажем, 6х17. Мы читаем слева направо, поэтому если объект в кадре движется вправо, это воспринимается как движение вперед, а если влево, то назад. Это лишь несколько простых примеров, которые показывают нам, что правила помогают нам достичь нужного эффекта.
Однако, следует помнить, что правила для человека, а не человек для правил. Нельзя, чтобы правила стали тюрьмой, периметром, который нельзя покидать. Изучение работ мастеров фотографии показывает это нам вполне. Например, когда я начинал знакомиться с творчеством выдающегося мастера портретной и фэшн фотографии Ричарда Аведона, я был в шоке. Так нельзя кадрировать! Это неправильно! Но Аведона нельзя упрекнуть в невежестве. Бесконечное количество его работ показывает насколько точно, филигранно он умел выстраивать композицию в кадре. И когда он отступал от шаблонов, делал это сознательно. Или вот правило, портреты надо снимать портретными оъективами, с фокусным, в полтора-два раза длиннее нормального. Но Платон (фотограф), который снял больше знаменитостей, включая глав государств (и Путина с Медведевым тоже) чем я видел по телевизору, снимал их широкоугольным объективом. Ну нельзя же так глумиться над людьми! Но оказалрсь можно. Или еще — портрет должен быть мягким, скрывать недостатки, подчеркивать достоинства, избегать натуралистической детализации. Скажите это Брюсу Гилдену. Или, пуще того Ли Джефри. Нельзя снимать вспышкой в лоб, пропадет объем, фото станет плоским и невыразительным. Но Терри Ричардсон снимал супермоделей на пленочную мыльницу, и сегодня масса фэшн фотографов такое освещение используют как основное в своем деле.
Обратимся к пейзажу — линия горизонта должна проходить не по середине кадра, чтобы не делить кадр пополам, быть выше или ниже. Но Хироси Сугимото снял целую серию морских пейзажей, где вода и небо разделяются точно по центру. Этим он показывал равнозначность стихий. А еще он снял архитектурную серию вообще в расфокусе. Ну разве так можно? Можно, если за этим стоит какая-то мысль. А еще здания нельзя снимать прямо. Нужно выбирать точку съемки немного с угла, чтобы показать объем, перспективу. Иначе здания будут выглядеть как нарисованные на стене декорации к спектаклю. Но может эти здания и есть декорации, и драма вот-вот будет разыграна?
Надеюсь, я написал достаточно, и вам понятна моя мысль. Так что обойдемся без формального заключения.