Lo-Fi фотография. Приглашение к путешествию

Из серии «Ночные прогулки», лит-печать

«Главное – это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым – то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное – это уже никого не интересует»
Мирослав Тихий, чешский фотограф, 1926-2011

Когда кажется, что фотография достигла пика уровня технического совершенства — инженеры придумывают что-то новое, чтобы поднять это качество еще выше. Внедряются алгоритмы обработки удаления дефектов лица, расширяется динамический диапазон, повышение резкости на глазах и размытия заднего плана и тому подобное. И все это на автомате. Любой, далекий от искусства или ремесла фотографии человек, может запросто сделать снимок, который еще 20-30 лет назад был под силу только профессионалу, и то не каждому.

Наряду с этим, или даже скорее в противовес этому, в последние годы неуклонно усиливается интерес к «некачественной», «плохой» фотографии. Я намеренно взял эти термины в кавычки, потому что это фотография не является ни плохо, ни низкокачественной. Это просто другая фотография, у нее другие цели, другие критерии оценки. Вместо максимально объективного отражения реальности (хотя о какой объективности может идти речь в глянцевой фотографии, например?), на первый план выходят субъективные ощущения автора, его чувства, настроение. Ло-фай фотографию часто сравнивают с течением импрессионизма в живописи, вполне заслуженно на мой взгляд. Ведь люди, привыкшие к классической живописи в творениях импрессионистов видели лишь красочную мазню. Впрочем, некоторые и сегодня так то воспринимают, несмотря на то, что импрессионизм уже давно и прочно занял свое место в ряду почтенных направлений искусства. Еще, ло-фай фотографию я бы мог сравнить с рок-музыкой. Инструменты рок-музыкантов неправильно звучат — звук, практически, в обязательном порядке искажается, перегружается, они поют неправильными голосами, и для создания своей музыки часто используют вовсе немузыкальные инструменты. И в массовом сознании это уже не вызывает ни вопросов, ни конфликтов. Это норма.

Но с фотографией пока дело обстоит не так. Обыватель (да часто и фотограф) воспринимает ло-фай фотографию именно как фотомусор, поделки ничего не умеющих дилетантов, желающих за клубами «художественного тумана» спрятать свою никчемность и несостоятельность. Справедливости ради скажу — не без того. Безусловно, такое явление присутствует в полной мере, но это вовсе не означает, что все течение ло-фай фотографии недостойно внимания. Усложняется все тем, что не существует объективных критериев оценки качества. В классической фотографии они есть — резкость, детализация, количество тоновых градаций, правильная композиция, смысловая наполненность — это лишь некоторые из них. В ло-фай фотографии все иначе. Совершенно другие принципы. Это сновидения. Это воспоминания. Эта фотография субъективна. И критерии ее оценки также сугубо субъективны. Вы или входите в резонанс с ее настроением, или нет. Будит ли она ваши чувства, затрагивает ли душу? А способны ли воспринимать тонкие материи? Вопрос не для красного словца. В мире, утопающем в лавине визуальной информации, чувства восприятия неизбежно огрубляются. СМИ, реклама, и развлекательная индустрия в попытках привлечь ваше внимание постоянно усиливают эмоциональное воздействие. Больше крови, больше секса, больше проблем и трагедий — все страшнее, громче, быстрее, вкуснее, все этого больше. А чувства продолжают огрубляться. То, что еще вчера могло вызвать шок, сегодня оставляет совершенно равнодушным. Но человек разумный, потому зовется так гордо, потому что имеет потенциальную способность сознательно влиять на свою жизнь.

Если вы замедлите свой бег по кругу, а лучше остановитесь, потратите какое-то время на попытки понять непонятое, познать неведомое, ощутить тонкое — вам может открыться новая реальность. Кстати, это универсальный совет — если что-либо в любом искусстве вам непонятно — не спешите отвергать, клеймить позором и вешать ярлыки. Возможно, закрытое для вас сегодня — откроется завтра. Со мной это было не один раз, и теперь если я встречаю что-то непонятное или непривычное для меня в фотографии или музыке — я трачу время и стараюсь понять, прочувствовать это. И жизнь наполняется, обогащается.

Но вернемся собственно к ло-фай фотографии. Мирослав Тихий, слова которого, я сделал эпиграфом к этой статье, наверное один из самых известных представителей направления. Возможно, его творчество это квинтэссенция жанра. Он делал фотоаппараты из подручных материалов и водосточных труб, приспосабливая к ним в качестве объективов самодельные линзы из оргстекла, печатал на невесть какой бумаге, а затем приклеивал свои отпечатки а обрывкам картона. Но я пишу не о нем, о Тихом вы без труда найдете в Сети достаточно информации, и если вы еще не читали о нем, и не смотрели его фото, я, конечно, рекомендую вам сделать это. Но, конечно, он не один и не первый. Я же лишь хочу приоткрыть вам дверь в удивительный мир ло-фай фотографии, рассказать о некоторых распространенных способах реализации и, возможно, дать вам новое направление в творчестве.

Итак, чаще всего в ло-фай фотографии используются именно аналоговые технологии. В цифре, конечно, тоже возможны варианты. Один мой знакомый использовал для этого старые цифро-мыльницы с маленькими шумными матрицами и низкой светочувствительностью. Хотя можно взять любой цифровой исходник и в фоторедакторе довести его до нужной кондиции, но это уже из области стилизации, имитации. Настоящая же ло-фай фотография, по моему мнению, может быть только аналоговой. И вот вам несколько инструментов, пробуйте, выбирайте то, что вам ближе.

Пинхол-фотография

Пинхол, или по другому стеноп — это фотография без использования объективов. Вместо него используется крошечное отверстие, свет проходя через него формирует изображение на пленке. Сами же камеры часто делаются из всевозможных коробок, жестяных банок, да из чего угодно. Я, например, сделал себе пинхол-камеру для съемки на листовую пленку размером 13х18 или фотобумагу из фанеры. Просто взял обрезки фанеры, старый, сохранившийся с детства лобзик, и фольгу от шоколадки. Конечно, производители уже давно подстроились, и вы можете купить готовую пинхол-камеру — от дешевых пластиковых, до дорогих изготовленных вручную из ценных пород дерева с инкрустациями. Пинхол-фотография — это тоже отдельная вселенная.

Арт-объективы

Под таким красивым словом «арт-объективы» — на самом деле скрываются объективы, попросту непригодные для обычной съемки. Чаще всего, в качестве таковых выступают монокли (монолинзовые объективы), мягкорисующие объективы, которые за счет неисправленных аберраций дают необычный характер изображений. Обычно моноклевую фотографию относят скорее к пикториализму, чем к ло-фай фотографии, но на самом деле эти направления близки и пересекаются. Кроме моноклей используются также различные старинные, низкокачественные объективы, всевозможные самоделки и переделки.

Примитивные фотокамеры

Китайские пластиковые камеры Holga, подобные им Diana, и масса других менее известных или вовсе безымянных из разряда той-камеры (игрушечные камеры) получили большую популярность во всем мире. Одна выдержка, два значения диафрагмы (солнышко и тучки), три дистанции фокусировки на шкале, плохой пластиковый объектив. Также используются дешевые мыльницы массового производства из 90-х, еще более ранние камеры для начинающих любителей типа «Смена» и так далее. Начавшись с нашей отечественной камеры «Ломо Компакт-Автомат» — ломографическое движение трансформировалось, разрослось, и имеет своих преданных энтузиастов во все мире. Кстати, лично у меня «Ломо Компакт-Автомат» — одна из любимых камер, многие из моих любимых фотографий сняты на нее, в частности и та, что вы видите вначале статьи.

«Креативные» и просроченные пленок

Опять же, под словом «пленка креативной серии» понимается то, что на эту ленку невозможно снять стандартную, технически качественную фотографию. Сдвинутый в неведомую сторону цветовой баланс, заниженная или завышенная насыщенность и прочие отклонения от нормы. На самом деле не известно достоверно, выпускается ли такая пленка специально, или просто используется неликвид — брак, просрочка и т. д.,то что не пошло в киноиндустрию. Я придерживаюсь именно этой версии, но настаивать не буду. Например, пленки типа «Red scale», получившие в момент своего появления высокую популярность, оказались на деле пленками, неверно намотанными на катушку — подложкой вверх. Свет проходя через цветную подложку и к тому же, обратный порядок цветных слоев — придает характерный красно-оранжевый оттенок всему изображению. Если же брать нормальную пленку — есть также масса способов ее испортить — подержать некоторое время на радиаторе отопления, например. Искупать в стиральном порошке. Да мало ли что, можно сделать, чтобы в итоге получить непредсказуемый результат? Но можно «портить» пленку и после проявки. Раскрасить ее цветной акварелью, например. При сканировании или печати цвета инвертируются, и вы получите живописные цветные разводы. Можно поцарапать как-то. Например, известнейший фотохудожник, мастер концептуальной фотографии Андрей Чежин (кстати, также настоятельно рекомендую ознакомиться с его творчеством), рассказывал мне как-то раз, что для печати какой-то серии фотографий оставлял негативы у порога, люди проходя к нему, невольно оставляли какой-то свой след на фотографии.

Но можно ничего специально и не портить — можно просто использовать давно просроченную пленку, на которой эмульсия поедена грибком, местами слиплась или отслоилась. Время уже поработало с этой пленкой, еще до того, как вы на нее что-то сняли. Может получиться очень интересно. Может не получиться вовсе. Но гарантии важны для ремесла, а для творчества важен поиск.

Нестандартные методы печати

Одним из наиболее распространенных методов такой печати, является лит-печать. Подробнее, вы можете прочесть о ней в другой моей статье, опубликованной чуть ранее. Но в двух словах скажу, что благодаря особому проявителю и специальному режиму проявки — отпечатки получают особый характер — может появиться очень крупное зерно, какие-то непредсказуемые пятна или разводы, может быть высокий контраст, необычные оттенки изображения. Отпечаток всегда уникален, неповторим. И, кстати сказать, для лит-печати очень хорошо подходит старая, с давно истекшим сроком годности бумага, которая способна добавлять еще и своих артефактов, в дополнение к тем, что получены от лит-печати.

Кроме лита, возможно также использовать старые проявители — они тоже могут дать непредсказуемые эффекты в виде пятен, разводов, каких-то точек и полос. Питер Джоел Уиткин, к примеру, известный своими мрачнейшими фотографиями, во время печати прибегал к технике называемой «руки в реактивах» оставляя пятна и отпечатки пальцев на фотографии. Рекомендую также ознакомиться с фотографиями Майкла Акермана, его авторские отпечатки дадут вам пищу для размышлений. Можно накладывать текстуру при печати, например печатать фотографии через мятую кальку — я сделал целую серию таких отпечатков.

Я привел вам несколько возможных техник получения ло-фай фотографии. Их можно (и даже нужно) комбинировать, можно придумывать что-то свое новое. Пределов нет. Границы только в вас самих. Знакомство с миром ло-фай фотографии это отличный способ раздвинуть эти границы, как в песне у «Агаты Кристи» — «заглянуть за…». И все-таки есть некий водораздел между просто плохой фотографией и шедевром в стиле ло-фай. Просто его, пожалуй, невозможно обозначить словами. В какой момент противоположности смыкаются? Когда боль перерастает в наслаждение, а наслаждение в боль? Когда уродливое становится прекрасным? У меня нет простого и однозначного ответа на этот вопрос. Наверное, и не может быть такого ответа приемлемого для всех. Ищите этот ответ сами для себя.

А пока просто посмотрите для примера несколько моих фотографий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.