Лит-печать. Краткое руководство

Привокзальная площадь, Хабаровск. Лит-печать

Лит-печать — разновидность желатино-серебряной чёрно-белой фотопечати, основанная на использовании так называемого инфекционного проявления. В отличие от других альтернативных процессов, изобретённых на заре фотографии, лит-печать появилась в конце XX века благодаря распространению лит-проявителей для сверхконтрастных фототехнических плёнок. Совершенно случайно обнаружилось, что такие проявители пригодны для обработки фотобумаги после сильного разбавления. Процесс характеризуется длительным проявлением в течение 20—30 минут с последующим быстрым прерыванием с помощью стоп-ванны. В результате на отпечатке получаются плотные тени и прозрачные, малоконтрастные света́, а также характерная зернистость. Из-за чувствительности к особенностям конкретных эмульсий и быстрого истощения проявителя технология даёт плохую воспроизводимость результата, делая каждый отпечаток уникальным.

Не погружаясь в глубины теории, напишу о практике. И первое, что вам нужно для лит-печати, это особый проявитель. В продаже вы сможете найти готовые проявители для лит-печати как зарубежного, так и отечественного производства. Лично я предпочитаю готовить проявители самостоятельно, это совсем нетрудно, и значительно дешевле. Начинал я процесс освоения лита с одного из самых простых и распространенных рецептов, двухрастворный проявитель Д-9.

Состав:

Раствор 1

Вода (около 52 °C) — 500 мл;
Бисульфит натрия — 22,5 г;
Гидрохинон — 22,5 г;
Бромид калия — 22,5 г;
Вода (холодная) — до 1 л.

Раствор 2

Вода (холодная) — 1 л.
Гидроксид натрия — 52,5 г;

Для приготовления рабочего раствора необходимо смешать в равных долях 1 и 2 запасные растворы, и разбавить водой в 10 раз. То есть, для приготовления 1-го литра рабочего раствора проявителя, нужно смешать по 50 мл 1-го и 2-го растворов и добавить 900 мл воды. Можно использовать и большее разбавление, тогда проявка будет дольше, окрашивание отпечатков сильнее, но возможное количество отпечатков уменьшится. Рабочий раствор готовится непосредственно перед печатью, и после сеанса печати сливается. Запасные растворы хранятся довольно долго, рабочий раствор не хранится вообще. Работает час, полтора и все на этом. можно успеть напечатать три-четыре отпечатка.

Поработав какое-то время с Д-9, я перешел на другой рецепт, известный как проявитель Самарина. Это примерно то же самое, но в четырех-растворном варианте, что позволяет более гибко влиять на результат, увеличивая или уменьшая концентрацию отдельных ингредиентов.

Состав:

Раствор А («проявитель»):
Метабисульфит натрия 25 г
Гидрохинон 50 г

Раствор B («контраст»):
Гидроокись натрия (едкий натр) 50 г

Раствор С («зерно»):
Сульфит натрия безводный 100 г

Раствор D («цвет»):
Калий бромистый 100 г

Компоненты каждого раствора растворяем в 1литре воды. Таким образом, получает 4 литра компонент запасного раствора.Базовый состав рабочего раствора — А (50мл) + B (50 мл) + C (50 мл) + D (20 мл) на 2 литра воды.

Пробовал я и другие составы проявителей, рецептуру которых мне удавалось найти в Сети или фоторецептурных справочниках, но в итоге остановился на проявителе Самарина, пользуюсь им и поныне. Кроме того, я пришел к выводу, что результат зависит от бумаги более, чем от проявителя. На некоторых бумагах лит вообще не получался. Например, на бумаге Mitsubishi kbn лит не запускался ни под каким видом. Проявка была очень долгой, проявитель едва хватало на пару листов, но инфекции так и не возникало, хотя картинка все равно получалась необычной. Вот вам пример того, как один и тот же состав проявителя работает на разных бумагах:

Лит-печать одного кадра на разных бумагах

Хорошей новостью является то, что для лит-печати весьма хорошо подходит старая, давно, даже с советски времен, просроченная бумага, на которой обычным способом уже печатать невозможно. Но, разумеется никакой гарантии — порой бумага мертвая даже для лит-печати. Разумеется, вы можете печатать и на современной свежей бумаге. Хорошо себя показывает бумага теплых тонов (warmtone). Но для начала пробуйте на том, что у вас под рукой. Не бойтесь эксперимента, в лит-печати без этого никак.

А теперь о самом процессе печати.
Во-первых экспозиция. Она должна быть на две три ступени больше, чем это нужно для классической печати. Для начала вы можете определять примерно нужную экспозицию, сделав пробы печати на закрытой диафрагме в обычном проявителе, а потом просто открыть диафргаму на нужное значение. Конечно, если вы будете использовать старую бумагу — эта методика не сработает, потому как на старой бумаге в обычном проявителе напечатать может и вовсе не получиться. Немного практики, и вы сможете ориентировочно определять нужную экспозицию на глаз. Естественно, для разных бумаг она будет варьироваться, иногда значительно. Важный нюанс: от времени экспозиции зависит контраст изображения. Чем короче экспозиция — тем более контрастной получается картинка, и наоборот. Поэтому, если вы видите, что на получившемся отпечатке в светах вообще нет информации, а тени уже забивает чернота без деталей — увеличивайте выдержку. Если же картинка получается вялой — сокращайте.

Во-вторых, проявка. В отличие от классической черно-белой печати, где время проявки фиксировано, в лит-печати время проявки вы определяете на глаз. Иногда это может быть 7-10 минут, а иногда и 20-30 минут, и более, когда проявитель уже истощен. Каждый последующий отпечаток проявляется дольше предыдущего, и сильнее окрашивается. Характер изображения также может меняться значительно. Вы можете последовательно напечатать три принта с одного негатива и на одной экспозиции и получить три разных результата. Учитывайте, что в темноте при красном фонаре отпечаток кажется более темным, чем он есть на самом деле. Кювету с проявителем необходимо покачивать в разные стороны в течении всего времени проявки, для того чтобы обеспечить перемешивание раствора и равномерную проявку. По достижении желаемой плотности, отпечаток из проявителя необходимо быстро перенести в стоп-раствор. Особенность проявки в лит-печати такова, что вначале процесс идет медленно, но ускоряется ближе к финалу. В самом эмульсионном слое начинают вырабатываться проявляющие вещества и область теней быстро перепроявляется. Это, кстати, и называется инфекционным проявлением. Поэтому требуется быстрая остановка проявки. Я использую стоп-раствор на основе лимонной кислоты — 4 чайных ложки на литр воды, можно также использовать уксус или стоп-растворы фабричного производства. Затем следует фиксирование и промывка обычным образом.

Итак главное правило при печати: экспозиция по светам, проявка по теням. То есть экспозиция должна быть достаточной, чтобы обеспечить нужный уровень проработки светов, а проявлять нужно до того момента пока область теней не наберет достаточно черноты.

Изложенного здесь материала вполне достаточно для освоения этого захватывающего процесса, так что дерзайте. Напоследок несколько моих отпечатков для вдохновения. Больше лит-принтов вы сможете увидеть в альбоме Лит-печать, или по соответствующему тэгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *