Забытая в камере. Как я проявляю старые пленки.

Периодически ко мне приносят на проявку фотопленки, отснятые когда-то давно (иногда очень давно), но не проявленные вовремя. Случается и так, что люди продают дедушкину или отцовскую камеру, а в ней — заряженная и частично отснятая пленка. Всегда интересно, —  а что на ней, какой привет из прошлого таится на этом рулончике?

К сожалению, не всегда получается это узнать. Дело в том, что по правилам пленка должна быть проявлена максимально быстро после того, как она отснята. Свет, попадая на пленку, за счет разложения молекул серебра создает скрытое изображение, которое становится явным в процессе проявки пленки. Не вдаваясь в научные подробности скажу, что скрытое изображение — вещь скоропортящаяся. В некоторых условиях скрытое изображение разрушается полностью за несколько часов, в других условиях — оно может сохраниться десятилетия. Но процесс деградации (ухудшения) скрытого изображения не остановить, его можно только замедлить, храня отснятые пленки в холодном месте.

Правило такое: сухость и низкая температура замедляет процесс деградации, а тепло и влажность этот процесс ускоряют.

На практике, чаще всего любительские пленки хранятся как попало — могут лежать в гараже, или даже в какой-нибудь коробке на балконе. Или в шкафу, рядом с радиатором отопления. Словом, как попало. Какая уж тут может быть сохранность? Но надежда, как известно, умирает последней — а вдруг получится? И порой действительно получается. Качество результата после 20-30-летнего хранения как попало, конечно, не сопоставимо со свежепроявленной пленкой, но все же. Однако, для того, чтобы получить результат в нестандартной ситуации, нужно также отойти от стандартных методов обработки фотопленки — они в этом случае не сработают. В этой заметке я расскажу вам, как я проявляю такие пленки на примере одной из них.

Хрестоматийный случай — человек купил по объявлению старую советскую среднеформатную камеру «Москва» с пленкой внутри. Когда и кем снималась эта пленка — неведомо, ясно только, что давно. Очень давно. Пленка «Свема», с тем самым красным ракордом, известным всем отечественным фотолюбителям. Пленку вытащили и отдали мне проявку.

Общее правило таково: проявитель должен быть очень энергичным, контрастным, а его температура должна быть низкой. Если стандартной температурой проявки является 20 градусов, то в случае старой пленки 15 и ниже. Для проявки таких пленок я использую контрастный проявитель для бумаги Д-19. Близким по составу аналогом является отечественный проявитель «Рентген», использовавшийся в старых рентген-кабинетах (сейчас чаще используется электронное, цифровое оборудование).

Время проявки я определяю экспериментально следующим образом:

С конца пленки я отрезаю две небольших полоски (может быть достаточно и одной). Затем постепенно погружаю  полоску в заранее охлажденный до требуемой температуры проявитель. Погружать полоску надо постепенно, частями, через равные промежутки времени. После этого отфиксировать обычным образом. На проявленном кусочке пленки вы увидите участки с различной плотностью. Наиболее подходящий участок должен быть темным, но через него должно быть хорошо виден свет лампы накаливания. Кроме того, начиная с какого-то времени, разница между участками почти не видна, она есть, но трудно различима. Вот то время проявки, на котором разница перестает быть явной и есть наиболее подходящее время. Обычно я начинаю с трех минут, и прибавляю по минуте.

Итак, я остудил проявитель до 10 градусов (можно и ниже, но на моем термометре 10 градусов — предел) и сделал тест. Вот что у меня получилось.

То же самое сделал со второй полоской, но уже начиная с 7 минут. Между 6-ой и 7-ой разница по плотностям уже была несущественна, и я выбрал время в 6 минут.

Следует помнить, что чем дольше пленка находится в проявителе, тем сильнее растет общая вуаль, то есть то место на пленке, которое должно быть максимально прозрачным, затягивает серым и изображение подавляется этой вуалью. Моя задача минимизировать вуаль, поэтому я использую такой активный проявитель и пониженную температуру проявки. Для еще большего повышения контраста и отделения скрытого изображения от вуали я делаю агитацию (перемешивание раствора в бачке) более активно.  Первую минуту  я перемешиваю непрерывно, а затем переворачиваю бачок каждые 15 сек. После проявки обычное фиксирование и промывка.

На данной пленке оказалось три кадра. Изображение вполне читается, хотя детали, конечно, съедены временем. Но в целом неплохо, можно даже напечатать фотографии. Видны и промахи фотографа — третий кадр явно недоэскпонирован по сравнению с первыми двумя, неточная наводка на резкость, шевеленка. Для съемки форматом 6х9 очень рекомендуется использование штатива и диафрагмирование объектива для увеличения глубины резкости. Ну это, уже другая история, и к нашей теме не относится. Задача заключалась в том, чтобы получить изображение, спасти снимок, и она была решена.

Cмотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *