Любитель — камера, которую непросто хвалить, как и большинство советской фототехники, к сожалению. Но ведь если она остается в моем арсенале, значит какие-то достоинства у него все-таки есть? Конечно, есть, хотя чего в нем больше — достоинств или недостатков однозначно я сказать затрудняюсь. Тут все зависит от задач. Итак, начнем.
И начнем с грустного. Главной трудностью для меня при съемке на Любитель является фокусировка.
У этой камеры вместо привычного матового стекла используется линза, которая меньше реального размера кадра. Детали в кадре разглядеть трудней, и к тому же чтобы видеть весь кадр, необходимо смотреть строго перпендикулярно центру видоискателя. Малейшее отклонение, и вместо объекта съемки ты видишь какие-то внутренности камеры. Да, в центре линзы есть матовый кружок, и откидная лупа для разглядывания этого кружка тоже предусмотрена, но изображение в кружке такое мягкое, что точно сфокусироваться просто сложно, а порой и вообще невозможно — по крайней мере для меня (ведь это субъективный обзор). Поэтому я снимаю на Любитель в основном в шкальном режиме (то есть наводка на резкость по шкале расстояний) и с прикрытой диафрагмой объектива. F11 или F16 — мои основные значения диафрагмы при съемке на эту камеру. Конечно, эта особенность влияет и на выбор сюжетов для съемки — я в основном использую общие планы, хотя порой у меня удавались и портреты. Мне встречались в Сети отзывы, мол, Любитель прекрасная камера для портретов, ибо объектив мягкий, а если снимать на открытой, то вообще прекрасно. Может и было бы прекрасно, если бы всегда удавалось попасть в фокус, но лично у меня при таких условиях съемки высочайший процент брака.
Дальнейшие недостатки уже не так критичны. Объектив сильно и неравномерно виньетирует, не держит контровый свет, имеет невысокое разрешение. Зато имеет свой, «любительский» характер. Да и странно было бы ожидать высочайших технических характеристик от камеры, рыночная цена которой на данный момент составляет 1500 — 2000 руб.
Еще часто можно слышать, что внутренняя поверхность камеры бликует и ее нужно обклеивать черной матовой бумагой. Возможно, это зависит от партии. Мой экземпляр не бликует, а также нигде не светит.
На этом разговор о недостатках можно и закончить (не станем придираться к мелочам) и поговорим о приятном.
И первым среди достоинств «Любителя» является его крайне низкая цена. А я напомню, что это ведь среднеформатная камера. Пленочная фотография — это тот самый случай, когда размер имеет значение. Размер негатива, разумеется. Так вот «Любитель» — это, пожалуй, самый дешевый билет в мир среднеформатной фотографии. Даже игрушечная Holga дороже. А уж это совсем мусор, а не фотоаппарат (да простят меня ломографы и прочие высокохудожественные личности). Да что там, современный бачок для проявки пленки дороже. А низкая цена позволяет не только попробовать среднеформатную фотографию для новичков, но и для уже опытных и продвинутых фотографов дает новую степень свободы. Например, вы пробовали гулять в самых запущенных уголках города, или даже пригорода с аналогичной (принципиально, конечно) «Любителю» двухобъективной среднеформатной камерой «Rolleiflex» ценой в 500 тысяч? Думаю вам и не захочется гулять в таком месте с такой камерой. Разве что вас будут сопровождать крутые ребята 🙂 А с «Любителем» можно быть везде — если его отберут или разобьют — трагедией для вас это не станет. Кстати, один мой знакомый, поклонник и пользователь «Leica» также имел недорогие простенькие дальномерки, ровно для таких ситуаций.
Еще одним достоинством является размер. Наверное, это самая маленькая и легкая камера в семействе двухобъективных зеркалок. А такой размер и вес не только экономит место в сумке, но и позволяет использовать самые недорогие, легкие и маленькие штативы. А штатив для видовой фотографии очень желателен. Поэтому если вы отправляетесь бродить пешком по неведомым полям и лесам, когда вам еще необходимо с собой нести и воду, и пищу, и прочие необходимые в таком походе вещи, то это становится значимым преимуществом. Поверьте мне — я путешествовал пешком с самыми разными камерами, и знаю, о чем говорю.
Конечно, есть еще достоинства, но они уже не уникальны. Например, центральный затвор, который позволяет синхронизироваться со вспышкой на любой выдержке, и что еще важней довольно длинные выдержки можно снимать с рук. Перемотка пленки вручную с контролем по цифрам на ракорде пленки через красное окошечко. Это избавляет от проблем с межкадровым расстоянием. Есть версии «Любителя», в которой взвод затвора сблокирован с перемоткой пленки, и стоит счетчик кадров — вот его я использовать не советую. Для камер такого класса усложнения губительны, чем проще, тем лучше.
Подводя итог скажу, что для меня эта камера вполне заслуживает того, чтобы ее иметь и пользоваться ей. И несмотря на то, что у меня есть более совершенные во всех отношениях камеры — от «Любителя» я не хочу отказываться.
Дополнение. Опытные товарищи обращают также внимание на то, что пластмассовые корпуса поздних модификаций «Любителя» (166, 166В, Универсал) плохо переносят жару и холод, и рекомендуют модели с бакелитовыми корпусами, то есть собственно «Любитель» И «Любитель-2».
Ну и напоследок — небольшая галерея фотографий, снятых мной на «Любитель»