Недавно мне задали вопрос, а в чем, собственно цель моего увлечения фотографией вообще, и альтернативными техниками печати, в частности. Не сказать, что этот вопрос поставил меня в тупик, однако, я сразу не нашёл, что ответить. Поразмыслив немного, я сформулировал ответ.
У творчества нет цели. Цель есть у ремесла — сделать картинку, которую купят, повесят на стену, или разместят в соцсетях. Цель есть у пропаганды — продвинуть, распространить какую-либо идею, мысль и т.п.. А творчество самоценно. Если случился миг творчества — реализация произошла, цель достигнута.
Конечно, это не значит, что я не хочу продавать свои работы (кстати,большинство моих принтов можно приобрести, полистайте, может что-то захотите :-)) , или творческие фотографии не содержат идеи. Просто это вторично. Это не может являться главенствующим мотивом творчества.
Однажды, Владимир Кузьмин написал песню: «Рок-н-ролл моя работа…» Как бы отвечая ему (а может быть и отвечая), Константин Кинчев спел: «Рок-н-ролл это не работа, рок-н-ролл это прикол». В тот момент, когда рок-н-ролл перестаёт быть приколом и превращается в работу, — он становится мертвым, смертельно скучным. Когда Борис Гребенщиков пел «Рок-н-ролл мёртв», он имел в виду именно это. Рок-н-ролл слишком для многих перестал быть творчеством, а стал ремеслом, бизнесом. Когда тебя больше волнует не музыка, а то, что эта музыка может тебе принести — поклонников, славу, деньги, да что угодно — музыка умирает. Рождается чудовище Франкенштейна, слепленное из многократно апробированных и зарекомендовавших себя шаблонов и штампов, имеющее форму, (иногда даже очень хорошую форму), но начисто лишенную жизни.
Аналогично происходит и с фотографией. Главный вопрос начинающего фотографа зачастую: «А что в тренде?» Паоло Роверси, Стивен Мейзел, Марио Сорренти? Делай так же, и тебя полюбят. Эллочки Щукины уже выстраиваются в очередь к тебе на фотосессию. А такой же мертвый, как твоя фотография, местечковый глянец готов опубликовать интервью с тобой. Ты модный. Ты состоялся. И это прекрасно. Но к творчеству это не имеет отношения.
Творчество не гарантирует тебе успеха. Потому многие великие художники, музыканты, фотографы умирали в нищете и неизвестности. Имена перечислять не буду, их слишком много. Конечно, это отнюдь не означает, что если у тебя не хватает средств, и тебя никто не знает, то ты гений. Просто нет прямой зависимости между творчеством и успехом. Но каждый из нас хочет успеха, и нам приходится балансировать на грани творчества и ремесла. Главное — быть честным с самим собой, и отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, и для чего. Иногда ты просто оказываешь услуги, и от тебя ждут конкретного результата. И ты его даешь. Это ремесло. Уважаемое, иногда неплохо оплачиваемое, но абсолютно предсказуемое.
В творчестве результат неизвестен. Классик американской фотографии Гарри Виногранд однажды сказал «Я не хочу ничего сказать своими фотографиями. Все что меня интересует — увидеть, как объект будет выглядеть на фотографии. Я никогда не знаю этого заранее». Я этого также не знаю. Поэтому я люблю использовать различные альтернативные техники, в частности лит-печать, — результат ни предсказать, ни повторить невозможно. Каждый раз — откровение. Каждый раз — уникальность. И далеко не всегда тебе нравится конечный результат. Но если в процессе были моменты творчества — ты уже получил награду. Просто берешь фотоаппарат и идешь дальше.
Однажды, я видел как Андрей Чежин взял давно просроченную пленку, снял серию снимков, и не получилось вообще ничего. Эмульсию съело время. Тогда меня поразило то, что он даже нисколько не огорчился. Сейчас я понимаю почему. Думаю, что понимаю. Заниматься творчеством — это играть в игру игры. Вот так.