Часто в Сети, да и в живом общении, я встречаю недоумение, мол, какой смысл возиться с пленкой в наше-то время, когда цифровая фототехника достигла такого высокого уровня развития, и даже обычный телефон дает картинку приличного качества. Доходит даже до презрительных комментариев в адрес пленочников, типа: «ретрограды», «фотонекрофилы», «фотодрочеры» и тому подобные. Но обижаться на этих комментаторов не стоит, они говорят так либо от глубокого невежества, либо просто от того, что они не дали себе труда пораскинуть мозгами, и подумать, в чем же все-таки причина того, что так много людей в мире продолжает снимать на пленку, на аукционах идет бойкая торговля пленочной фототехникой, а на рынок выходят новые марки фотопленок. Например, в этом году появилась новая пленка Pancro400 французской компании Bergger, Kodak возобновляет выпуск пленки Ektachrome, итальянцы возрождают старинную компанию по выпуску пленки FILM Ferrania и т. д. Неужели все это — отставшие от жизни и прогресса идиоты? Вряд ли. Так в чем же причина стабильного интереса к аналоговой фотографии?
На мой взгляд, этих причин, по меньшей мере, три.
Первая причина, чисто субъективная, что называется «дело вкуса».
Здесь один критерий оценки — «нравится» или «не нравится». У пленочной фотографии другой характер изображения, нежели у цифровой. Обратите внимание, в данном случае я не говорю лучше или хуже, а именно другой. Для тех, у кого недостаточно развито восприятие, пусть свидетельством тому послужит бесконечное количество уроков на тему того, как обработать цифровую фотографию «под пленку». Сам по себе факт того, что цифру надо особым образом обрабатывать, чтобы было похоже на пленку, однозначно говорит о том, что пленочное фото выглядит иначе. Соответственно одним людям может нравиться одно, а другим другое, дело вкуса.
Кроме того, и процесс съемки на пленку отличается от съемки на цифру. Нет возможности быстро глянуть на экранчик, что там получилось. С одной стороны это требует более вдумчивого подхода, больших знаний и понимания процесса (а ведь использование своего мыслительного аппарата само по себе удовольствие, пусть и не для всех), с другой стороны ничто тебя не отвлекает от собственно съемки, и сохраняется интрига, а что же там получится. Ожидание, предвкушение результата порой способно доставить большее удовольствие, чем сам результат. К тому же, ты не всегда способен адекватно оценить результат сразу. Например, у меня бывает так, отсканировал пленку, выбрал какие-то кадры, остальные посчитал неудачными. Была бы цифра, просто удалил бы при отборе и все дела. Но здесь иначе — негативы хранятся. Через время возвращаюсь к этой же пленке, и думаю, боги, где были мои глаза? Я выбрал совершенно банальные, проходные кадры, а по-настоящему стоящие вижу только сейчас. Ведь мы изменяемся со временем, и изменяется наше восприятие. Конечно, по идее можно использовать такой подход и при использовании цифры, но на практике чаще происходит по принципу «снял, посмотрел, удалил».
Но съемка, это только полдела. Фотографии теперь надо проявить и напечатать. И здесь опять у всех свои склонности. Есть те, кому по сердцу сидеть часами, днями, неделями, перед монитором компьютера, обрабатывая весь отснятый материал в Лайтруме или Фотошопе. Но есть и другие, которых эта процедура бесконечно утомляет. Зато им доставляет удовольствие что-то делать своими руками, возиться с реактивами, бачками и кюветами, видеть как на белом листе фотобумаги, появляется изображение, результат их творчества. Я сам, к примеру, хоть и не чужд компьютерных технологий, но при этом очень люблю закрываться в темной комнате, и под светом красного фонаря печатать свои фотографии, слушая при этом любимую музыку, или радиоспектакли, аудиокниги. Удовольствие, которое мне дарит атмосфера темной комнаты вряд ли что-то способно заменить. И если вы никогда сами не печатали свои фотографии с пленки — попробуйте, возможно, и вам понравится.
Вторая причина использования пленки объективная, или профессиональная.
Вот тут мы уже говорим о технических качествах фотографии. Так вот факт заключается в том, что на сегодняшний момент и на ближайшие годы вперед, качество цифровой фотографии уступает пленочной. Не торопитесь возмущаться и обвинять меня в некомпетентности. Ведь речь идет не о сравнении копеечной пленкомыльницы с пластиковой линзой и такой же дешевой любительской пленкой (к тому же просроченной на 10 лет) и Никон Д5 с топовым объективом, к примеру. Мы говорим о профессиональной пленочной фотографии, снятой мастерами своего дела на высококлассную технику среднего или большого форматов, и профессиональную же пленку. Так вот, как вы понимаете, качество фотографии зависит не только от количества мегапикселей матрицы или светочувствительного элемента, но и от его физических размеров. Да, возможно, разница между так называемыми «кропнутыми» камерами, и полнокадровыми (фулфрэйм) камерами не так велика. Но ведь размер матрицы у них отличается всего в 1,5-2 раза. А что если размер фоточувствительного элемента отличается в 10, 20, 50 раз. А если в 100 раз?
А ведь именно так и происходит по факту. Например, уже упомянутая мной топовая профессиональная камера от Никон, имеет размер матрицы примерно 36х24 мм. А, к примеру, Клайд Батчер (Clyde Butcher ), известнейший фотограф-пейзажист, снимает на камеры с размером негатива от 4х5 до 12х20 дюймов. Затем печатает их на огромном увеличителе, и успешно продает.
Грегори Крюдсон (Gregory Crewdson) — еще один пример. Снимает жанровые постановки из американской жизни. Очень масштабные съемки, и очень масштабные камеры. Большие камеры, большие затраты, и еще большие доходы.
Отпечатки огромных размеров с таким качеством как у упомянутых мной авторов просто невозможно получить цифровой техникой. Нет такой техники. По крайней мере, пока нет.
Конечно, людей такого масштаба, единицы. Но вот людей снимающих на формат 4х5 дюймов (негатив размером примерно 10х13 см) уже десятки, а то и сотни тысяч по всему миру. Самая разная специализация — пейзажная, документальная, портретная, предметная, рекламная фотография. Да, конечно, это дорого. Для многих — нереально дорого. Но профессиональные задачи требуют профессиональных решений, и адекватных расходов.
Камеры же среднего формата, с размером негатива 6х6, 6х7, 6х9 см доступны самому широкому кругу фотолюбителей. Не так чтобы дешево, но все таки доступно. А уровень уже значительно выше цифрового. При правильном подходе и должных навыках, разумеется.
А еще бывают условия, когда цифровая фототехника оказывается работать. Один фотожурналист мне рассказывал, как он ездил снимать оленеводов. Мороз до -50 градусов, три дня добираться на снегоходе от населенного пункта до стойбища, где, к слову, и электричества-то не было. Цифровая камера от мороза уже на второй день не подавала признаков жизни. А вот пленочная механическая работала без проблем. В итоге, весь репортаж был отснят исключительно на пленку.
Еще можно добавить, что многие (пусть не все, но таки многие) коллекционеры, готовые платить приличные деньги за художественную фотографию, предпочитают винтажные (то есть сделанные руками самого автора) аналоговые отпечатки цифровым копиям.
В общем, в мире профессиональной и художественной фотографии пленка была, есть, и пока уходить никуда не собирается, в отличие от массовой, бытовой.
И, наконец, третья причина — мистическая.
Далеко не для всех она будет иметь хоть какую-то значимость, но тем не менее я поговорю о ней, потому что она значима для меня.
Начнем с утверждения, что каждый человек и каждое место имеют свою особенную энергетику. Есть места, даже в пределах одного города, где находиться, скажем так, не комфортно. Возникает тревога, портится настроение и т. п. А в другом месте, внешне особенно не отличающемся, возникают чувства противоположные — покой, умиротворение, мысли светлые посещают. Известный феномен по всем миру. Говорят «гиблые места» и «места силы». Аналогично с людьми. Бывает, приходит человек, и внешность нормальная, и одет хорошо, и говорит прилично, и при этом производит самое отталкивающее впечатление. Бывает и наоборот, к кому-то можно сразу же почувствовать беспричинное, казалось бы, расположение. Вот это я и имею в виду, когда говорю об особенной энергетике каждого человека или места. Но при чем здесь пленочная фотография?
А вот причем. В основе плёночной фотографии — серебро и его светочувствительные свойства. Пленочных фотографов даже называют серебряными фотографами. Так вот, если вы копнёте в сторону всяких мистических вещей и учений, то увидите, что серебро – необычный металл. Во множестве мифов и магических практик используется как раз серебро: пули и кинжалы против вампиров, сосуды из этого металла, зеркала, амулеты. Мифы, это конечно, и есть мифы, но на пустом месте они не появляются, да еще в различных культурах и в разное время. Сказка ложь, да в ней намек…
По моему мнению, пленочная, серебряная фотография фиксирует не только то, что мы видим глазами, но и то, что мы чувствуем. То есть, фотографируя на пленку, я получаю не просто изображение, а отпечаток самого человека или места, которое я фотографирую. Сначала он ложится на серебряную плёнку, а потом точно также, с помощью света переносится на серебряную бумагу, без цифрового разложения на нули и единицы. Загляните в бабушкин семейный альбом, посмотрите не торопясь на эти старые, пожелтевшие фотографии, и, возможно, вы почувствуете то же, что чувствую я.
Итак, я назвал вам три причины по которым люди сегодня продолжают заниматься аналоговой фотографией. И это те причины которые имеют значение для меня лично. Возможно, у вас найдутся другие, свои причины — пишите о них в комментариях. Будет интересно узнать о них. Ну и как всегда — желаю всем удачи.
Прекрасно.
Спасибо, очень хорошо написано.
Фотография сделанная на плёнку — это картина. Повесил на стену и висит годами.
Фотография сделанная на цифру — это «телевизионная передача». Посмотрел и забыл.
А кто вам мешает напечатать цифровую фотографию?
Никто не мешает. Но отпечаток, сделанный руками автора, отличается от цифровой копии. Я писал об этом.
Изложено просто и доходчиво,автору спасибо!