Зачем снимать на бумагу, как снимать, и какими камерами.
Среди вопросов, которые мне задают относительно фотографии, чаще всего встречаются те, что касаются съёмки на бумагу. Отвечать каждому лично, я, откровенно говоря, устал, а поэтому решил написать подробное, исчерпывающее руководство по этой теме. Расскажу все без утайки, раскрою все секреты, тем более что на самом деле фотосъемка на бумагу — не такое уж сложное дело, как может показаться на первый взгляд.
Итак, первый резонный вопрос. А зачем снимать на бумагу, ведь уже сотню лет существует для этого фотоплёнка (о цифре я вообще молчу, ведь нас интересует аналоговая фотография)? У плёнки и светочувствительность значительно выше, и динамический диапазон шире, и детализация выше. В общем, с пленкой все становится гораздо проще. Но мы не ищем простых путей 🙂 , мы ищем необычных результатов. Именно по этой причине возникают и приобретают популярность все альтернативные технологии. Поэтому ломографы переворачивают плёнку в кассете, и снимают через подложку, получая редскэйл (redscale — изображение в шкале красных тонов), или вымачивают плёнку в стиральном порошке, получая живописные разводы, проявляют позитивную плёнку по негативному процессу и так далее, и тому подобное. Кстати, это касается не только фотографии. Музыканты в поисках необычного звука стали применять всяческие перегрузы, дисторшны, и прочие аналогичные приёмы, вокалисты вместо чистого пения стали рычать, кричать, а порой повизгивать и похрюкивать как поросята 🙂 Впрочем, это я пишу для нормальных людей, для альтернативщиков и так все понятно.
Итак, во-первых мы ищем необычный результат, и бумага нам его даёт сполна, особенно если это бумага с истекшим лет 20 назад сроком годности. В этом случае сюрпризы гарантированы.
Вторая причина — это сам процесс. Он, конечно, тоже необычный и весьма захватывающий. Вообще, процесс получения изображения не менее важен, чем конечный результат. Если процесс сам по себе тебе не интересен, скучен, — результат будет соответствующий, скучный и неинтересный. Ни тебе, ни людям. Здесь уместно будет провести параллель между фотографией и самой жизнью. Финальный результат жизни — смерть, и оставленные следы — построенный дом, посаженное дерево и рожденный сын. Но разве нас заботят только плоды нашей жизнедеятельности? Конечно же, нет. Мы любим процесс жизни. А кто не любит жизни как таковой, кому скучно и неинтересно на этом свете, тот и результатов после себя не оставит. Словом, процесс имеет значение, и как я уже сказал ранее, фотосъёмка на бумагу — это очень интересный и увлекательный процесс. По крайней мере для меня.
Третья причина не является такой уж важной для всех, но обратить на неё внимание я должен. Это чисто экономическая причина. Стоимость бумаги в десятки раз ниже, чем стоимость плёнки. Попробуйте ощутить радость от камеры формата 18х24см, к
примеру, если вы знаете, что каждый спуск затвора обходится вам в 500 рублей как минимум. Не каждому дано. С бумагой как-то попроще на мир смотришь 🙂
Ну вот, с первым вопросом разобрались, можно смело переходить ко второму — как снимать на бумагу?
Здесь я должен пояснить, что в этой части моего руководства речь пойдёт не о технических приемах, рецептурах и прочем подобном (об этом в следующих частях), а об основных подходах к съёмке на бумагу. Их всего два, и они принципиально отличаются. Это негативная и позитивная съёмка.
В первом случае, вы снимаете как на обычную плёнку, для того, чтобы на листе бумаги получить негативное изображение (это когда чёрное становится белым, а белое — чёрным, если кто не в курсе:-) , с тем, чтобы после некоторых манипуляций с этим отснятым листом бумаги, с него можно было печатать позитивное изображение, как контактным способом, так и с помощью фотоувеличителя. В общем, почти стандартный негативно-позитивный процесс, с нестандартными результатами.
Во втором случае — вы снимаете сразу позитивное изображение. То есть результатом съёмки у вас будет готовая, уникальная фотография в единственном экземпляре. Я снимаю чаще именно таким образом. Примеры таких фотографий вы можете посмотреть здесь: Бумажный портрет. 18х24
Оба способа имеют право на существование, и каким из них пользоваться, решать, конечно же, только вам.
Преимуществом первого способа является возможность изменять размер отпечатка (при использовании фотоувеличителя), делать тираж, то есть печатать сразу несколько экземпляров фотографии, использовать различные исторические и альтернативные техники печати, например лит-печать, цианотипия (при контактной печати) и тому подобное. В общем, есть простор для творчества.
Второй способ имеет меньше возможностей для манипуляций конечным изображением, разве что вы можете его оставить черно-белым или тонировать, например, в сепию. Хотя, ещё можно сделать гумми-масляный отпечаток, он печатается с позитива. Кроме того, позитивный процесс более критичен к ошибкам экспозиции, уж если пролетел со светом, то пролетел. Выдержка при съёмке позитивного изображения удлиняется, что также добавляет немного сложности съёмке, особенно если вы снимаете портрет. Как я уже сказал, фото получается в единственном экземпляре, возможности тиражирования отпадают. Разве что цифровые репродукции, с цифровой же печатью. Но репродукции и есть репродукции, “не то пальто”, как говорится. Но из этих недостатков складывается достоинство — уникальность каждой готовой работы. Уникальный, неповторимый момент времени, и такая же уникальная, неповторимая фотография. Ценность такой фотографии естественно выше тиражных отпечатков, при прочих равных.
И наконец, третий вопрос, заключительный в этой части — какие фотокамеры можно использовать для съёмки на бумагу. Возможно, вы удивитесь, но мой ответ — любые. Ну
или почти любые, за исключением разве что автоматических мыльниц. Единственное требование к камере — возможность ручной установки выдержки. Обычно она обозначается буквой «В» на шкале установки выдержек. Смена, Любитель, Хольга, Москва, Фотокор, ФКД, пинхол — реально любая камера. Естественно, для работы с увеличителем больше подойдут мало -, и среднеформатные камеры, а для получения позитивных снимков и контактной печати — камеры большого формата. Но и это не аксиома. Есть своя прелесть в фотографиях малого формата, даже если она размером с почтовую марку. Ещё приятно разглядывать в лупу на досуге, и то, чего не будет видно дорисует ваше воображение. Поэтому я иногда снимаю сознательно маленькие фотографии, несмотря на то, что мой основной рабочий инструмент — камера форматом снимка 18х24 см. Но я люблю разнообразие, и не хочу себя ограничивать какими-то рамками, стандартами и привычными стереотипами.
Так что, если вам интересен процесс съемки на бумагу (а иначе разве вы бы читали этот текст?), то берите любую камеру, любую фотобумагу, и вперед, к увлекательным творческим экспериментам.
О всех прочих аспектах и технических деталях я расскажу в следующих частях руководства. Так что ждите продолжения, следите за обновлениями. Буду рад вашим комментариям и вопросам.
А на сегодня все.
Ждём продолжения с нетерпением.
СПАСИБО !!!