Серебряный оттиск мира в работах хабаровского фотографа
В мире цифровых технологий по-прежнему живёт плёночная фотография
В фотолаборатории в непримечательном офисном здании работает один из самых известных и нестандартных фотографов на Дальнем Востоке, делающий ретро-фотоснимки с помощью технологий прошлого: Стас Регер. «АиФ-Дальинформ» поговорил с хабаровским мастером альтернативной фотографии о том, что для него значит заниматься аналоговой фотосъёмкой, как разграничить творчество и ремесло и о перспективах фототехнологий в современном мире.
Три причины
— Как началось ваше увлечение фотографией?
— На день рождения мне мама купила фотоаппарат, и я начал снимать, и, конечно, печатать фотографии. Я переснимал фотографии зарубежных рок-музыкантов. Затем появилась цифра, стало вновь интересно, казалось, что это очень здорово – только сфотографировал и сразу же можешь видеть свой снимок. Но по прошествии нескольких лет работы с цифровыми камерами, захотелось вновь вернуться к плёнке. Кроме того, двигаясь от ремесла в сторону творческой фотографии, я узнал, как много людей во всём мире снимают на плёнку в мире до сих пор. Существуют целые сообщества аналоговых фотографов! По моему мнению, для того, чтобы заниматься аналоговой фотографией есть три основные причины: объективная, субъективная и мистическая.
Объективная состоит в том, что плёночная фотография может давать более высокое качество, чем цифровая, если мы будем использовать технику среднего и большого формата. Дело в том, что качество изображения зависит не только от количества мегапикселей, но и от физического размера матрицы. Такое разделение было и в плёночной фотографии. Не вдаваясь в технические детали, очевидно — что характер и качество изображения полученных с негативом 18х24 мм будет радикально отличаться от изображения, снятого на негатив такой таких же пропорций, но измеряемым в сантиметрах, большого формата. Возможно, если вы будете просматривать фотографии на экране смартфона в Инстаграме, вы не увидите этой разницы. Но стоит попробовать получить большой отпечаток — сразу становится все понятно. Конечно, если люди хотят с фотосессии получить 200 фотографий и быстро, нет никакого смысла снимать их на плёнку.
— В чём заключается субъективная причина?
— Другой характер изображения. Это то, о чем можно сказать: нравится — не нравится. В программе Photoshop есть сотни возможностей по стилизации фотоснимков «под плёнку». Это само по себе говорит о том, что на плёнке получается по-другому. Заметьте, я не говорю «лучше» или «хуже», но именно «по-другому».
С плёнкой каждый кадр приходится обдумывать, он становится ценным, памятным для тебя. Результат манипуляций с проявкой не всегда предсказуем, есть интрига, радость ожидания, предвкушение сюрприза. Бывают и неудачи, но этот процесс сам по себе может нравиться. Я люблю проводить вечера под красным светом, одновременно слушая музыку или радиоспектакли.
Чувства на плёнке
— А в чём мистика? Ведь это же технологии.
— Мистическая причина может не для всех быть понятной и значимой. Но я считаю, что каждый человек и каждое место имеют свою энергетику. Человек может быть очень красивым, хорошо одеваться, но стоит ему зайти, как нам становится неприятно. Ты приходишь в какое-то место, с виду совершенно обычное, но вдруг ощущаешь тревогу или наоборот покой. Это и есть энергетика. Так вот, я считаю, что аналоговая фотография обладает способностью передавать не только изображение объекта, но и его энергетику.
В основе плёночной фотографии — серебро и его светочувствительные свойства. Если вы копнёте в сторону всяких мистических вещей и учений, то увидите, что серебро – необычный металл. Во множестве мифов и магических практик используется как раз серебро: пули и кинжалы против вампиров, сосуды из этого металла, зеркала, амулеты. Я верю, что серебро фиксирует не только то, что мы видим глазами, но и то, что мы чувствуем. То есть я получаю не просто изображение, а отпечаток самого человека или места, которое я фотографирую. Сначала он ложится на серебряную плёнку, а потом точно также переносится на серебряную бумагу, без цифрового разложения на нули и единицы. И когда мы берём в руки сделанную таким образом фотографию, мы соприкасаемся не просто с изображением, у нас в руках будто вещь, принадлежавшая этому человеку. Не каждый это почувствует, кто-то даже будет высмеивать такие взгляды, но я так чувствую.
— Какая же из этих причин для вас главная?
— Я работаю в разных жанрах, экспериментирую с разными вещами, и поэтому все эти три причины имеют для меня значение, хотя в каждом случае в разной степени, зависит от нюансов жанра съёмки.
Искать свой кадр
— Себестоимость конечного результата плёночной фотографии дороже, чем цифровой?
— Не совсем так. Если мы посмотрим на стоимость плёнки и её обработки, то сначала можно испугаться. Но если сравнить цену фотоаппаратов, то плёночная техника стоит сущие копейки по сравнению с тем, как она стоила ещё 15 лет назад. Сегодня любитель-фотограф может позволить себе топовую, высшего класса фототехнику, о которой профессионалы не могли и мечтать в своё время. К тому же у плёночной техники есть своё свойство: она не устаревает.
— Не получится ли, что плёнка вымрет не из-за развития цифровых технологий, а из-за того, что комплектующие к ней пeрестанут выпускаться?
— Возможно, это будет когда-то, но не в ближайшее время. Дело в том, что пока ещё слишком много заинтересованных лиц. Ну а когда умрёт плёнка, то мы перейдём на дедовские технологии! Будем снимать на стеклянные пластины, делать фоточувствительные смеси сами. Химические реактивы никуда не денутся. Будущее, безусловно, за цифрой, если, конечно, не случится мировой катаклизм, в результате которого электричество пропадет как явление. Но кто знает, сколько ещё времени пройдёт, пока цифра сравняется с показателями аналога.
— Какие фотографы повлияли на ваше творчество?
— Из самых значимых: Ричард Аведон (отец фэшн-фотографии, потрясающий портретист), Август Зандер (довоенный фотограф, создатель «Антологии немецкого народа»), Хельмут Ньютон (мастер эротической фотографии), Картье Брессон (стрит-фотография), Вивиан Майер, Салли Манн, Андрей Чежин и многие другие. XX век прошёл под знаменем фотографии, поэтому есть бесконечное число мастеров, которые в разной мере влияли и продолжают влиять на меня.
— Какой совет дадите начинающим аналоговым фотографам?
— Постоянно практиковаться. Для того, чтобы получались хорошие фотографии, нужно, чтобы сначала были хотя бы какие-нибудь фотографии. У меня есть как удачные, так и неудачные снимки. Если бы я зациклился на неудачах, у меня не было бы ни одного хорошего фото. Не сидите дома, идите, ищите свой кадр!