Проявка цветной пленки по ч/б процессу

Кому и зачем это нужно, и как это делается.

Для начала, скажу кому это НЕ нужно.
Если вы используете гибридный процесс, то есть снимаете на пленку, а печатаете цифрой (или вообще не печатаете, а только публикуете в Сети) — вам это не нужно. Проще нужный кадр перевести в монохром используя любой графический редактор.
Если вы хотите получать высококачественные фотографии и при этом у вас хватает средств иметь в необходимом количестве нормальную черно-белую пленку, вам также не стоит заморачиваться.

А вот если вы печатаете свои карточки с помощью увеличителя, да еще используете альтернативные технологии, типа лит-печати, и при этом экономите средства — тогда это вам может пригодится. К примеру, средняя цена нормальной черно-белой пленки сегодня — около 400 рублей за катушку, а катушка цветной просрочки — может быть 50 рублей, и даже меньше, как повезет. По моему мнению нет смысла снимать снимать на Дельту, чтобы печатать потом литом. К тому же пленка, проявленная таким методом имеет несколько повышенную зернистость, что лит-печать хорошо подчеркивает. В общем, в этом абзаце я описал вам свою мотивацию для проявки цветной пленки по черно-белому процессу.

А теперь собственно о технологии. Итак, пошаговое описание процесса:

1. Проявка. Микрофен в разведении 1+1, 10 минут при температуре 24 градуса. Иногда использую Диафайн, контрастность получается ниже. В принципе, можно использовать любой проявитель, но время проявки нужно будет подбирать экспериментальным путем.

2. Фиксирование. Любой фиксаж, который вы обычно используете, с обычным же для этого фиксажа временем фиксирования.

3. Отбелка. Обычный отбеливатель для тонирования в сепию. Я использую следующий раствор:
Красная кровяная соль 30 г.
Калий бромистый 10 г.
На 1 литр
Отбеливание занимает 1-2 минуты, пленка становится довольно яркого красно-коричневого цвета.

4. Окисление красителей. Я использую тот же раствор, что при обращении бумажного негатива, а именно:
Дихромат Калия 13 г.
Серная кислота 14 мл.
на 1 литр
Также 1-2 минуты, пленка становится блекло-розового цвета.

5. Чернение. Тонер для сепии, либо с сернистым натрием, либо с тиомочевиной. Мой состав такой:
Тиомочевина 5 г.
Натр едкий 5 г.
На 1 литр

Между всеми стадиями, разумеется нужна небольшая промывка, после 4 шага для промывки можно использовать слабый раствор сульфита натрия, это облегчает вымывание дихромата из эмульсионного слоя. Вот и все дела.

Возможно, есть и другие варианты проявки цветной пленки по ч/б процессу, но меня этот устраивает вполне. Замечу, что придумал его, конечно, не я, я лишь прочел о нем в далеком прошлом на каком-то из фотофорумов, и с тех пор успешно использую.

Все фотографии в этой заметке сняты на Кодак Голд, с очень давно истекшим сроком годности. Камера Minolta Dynax 505, с дешевым китовым объективом 28-80 мм. Так что о результатах можете судить сами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *